Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения И. С. Тургенев «...Они лучшие из дворян - и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность» (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

«...Они лучшие из дворян - и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность» (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

(4 голоса, среднее 4.25 из 5)

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» появился в 1862 году. С тех пор и до настоящего времени он продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами. Тургеневу как великому художнику уда­лось раскрыть в «Отцах и детях» политический смысл идейной борьбы основных общественных и классовых сил в России конца 50-х - начала 60-х годов XIX века. В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене кре­постного права. В ходе подготовки реформы 1861 года четко выявились противоположные позиции дворян-по­мещиков и революционных демократов.

По своим убеждениям Тургенев был умеренным либе­ралом, сторонником постепенного, реформистского пре­образования России. Он был противником революцион­ных восстаний и не верил в перспективность революци­онной демократии. Но в то же время постоянные жизнен­ные наблюдения убеждали писателя, что демократы — большая сила. И как художник, тонко улавливающий новые веяния эпохи, Тургенев почувствовал, что именно из демократической среды должен выйти ожидаемый все­ми в 60-е годы новый герой. В результате этих размыш­лений вскоре появился роман «Отцы и дети», где цент­ральным героем является разночинец-демократ Базаров.

Как же изображены в этом романе главные противо­борствующие общественные силы?

Основным и единственным выразителем демократичес­кой идеологии здесь является Евгений Базаров. Тургенев наделил его любовью к точным наукам и труду, материа­листическими взглядами, способностью оказывать влия­ние на окружающих. Однако главный герой не остается таким на протяжении всего романа. Писатель во второй половине "Отцов и детей" изменяет облик Базарова, лишает его веры в народ и в будущее России, приводит к пессимизму, то есть делает не похожим на подлинных ре­волюционеров-демократов. Он думал о них как о большой силе, но преходящей, которая должна уступить свое место реформаторам-постепеновцам. Вот почему Базарова писа­тель заставил умереть от случайного пореза пальца.

Идейными антагонистами героя оказались либералы-дворяне, которые уже обнаружили свою экономическую и политическую слабость. Тургенев доказал, что истори­ческая роль дворянством уже сыграна и ему надо усту­пить место разночинцам. Вот почему писатель изобража­ет либералов людьми слабыми.

Главный идейный противник Базарова - Павел Пет­рович Кирсанов.

Кирсанов невзлюбил его за взгляды на жизнь, прису­щие нигилистам. Все мысли Павла Петровича сводились к тому, чтобы сохранить старый порядок. Главный герой стремился этот порядок уничтожить. Павел Петрович по­стоянно спорит с Базаровым о науке, самодержавно-кре­постническом строе, крестьянах, «правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон». «Волосатый» — так сказал Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: и длинные волосы, и бала­хон с кистями, и красные неухоженные руки, контрасти­рующие со щегольством аристократа. Его аристократизм на английский манер сводится к слепому поклонению все­му английскому — от парламента до рукомойников. Тур­генев подчеркивает, что Павел Петрович придерживался своих либерально-аристократических принципов, был тверд и последователен в борьбе за их осуществление. Од­нако сами по себе его принципы мертвы, обречены исто­рией. Павел Петрович в конце романа покидает свою ро­дину, переезжает в Дрезден, перестает читать русские кни­ги, и только "серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя на его письменном столе напоминает ему о России".

Но и умеренный либерал Николай Петрович выгля­дит тоже беспомощно и жалко (недаром он говорит, что «пора гроб заказывать и ручки складывать крестом на груди»), а его игра в демократизм и лавирование между старым и новым иногда становятся смешными. Тургенев со всей реалистической беспощадностью показывает ре­зультаты деятельности либерального дворянства: полный развал хозяйства (мужики не платят оброка, наемные ра­бочие портят сбрую), обнищание крепостных крестьян.

К политическому лагерю «отцов» по своим взглядам на жизнь относится и Аркадий Кирсанов. Правда, ему очень нравятся теории Базарова и он старается подра­жать главному герою, выдавая себя за нигилиста. Но, часто забывая о своей новой роли, Аркадий заступается за родственников, пытаясь убедить Базарова, что Нико­лай Петрович - «золотой человек». Аркадий обнаружи­вает свое кровное и идейное сходство с либералами, осво­бождается из-под чуждого влияния друга и находит свое душевное спокойствие с Катей Одинцовой. Он из случай­ного попутчика нигилиста превращается в спокойного, уравновешенного мужа, либерального помещика, не ос­меливающегося даже громко предложить тост за своего бывшего товарища. Д. И. Писарев был прав, сравнив Аркадия с куском чистого и мягкого воска: «Вы можете сделать из него все, что хотите, но зато после вас всякий другой точно так же может сделать с ним все, что этому другому будет угодно».

На примере Кирсановых Тургенев показал лучших дворян того времени. Но даже эти лучшие не могли изменить ход событий XIX века. Власть в руках у дворянства находилась очень долго, и мало чего хорошего осталось после него. В стране был голод и нищета крестьян, Рос­сия отстала в развитии от других зарубежных стран.

При помощи споров в романе Тургенев показал, кто будет владеть будущим: побеждает Базаров. «Это торже­ство демократизма над аристократией», — пишет Иван Сергеевич в письмах. Значит, следующий шаг будет за революционерами-демократами.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы