Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения Л. Н. Толстой Картины природы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".

Картины природы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".

(4 голоса, среднее 5.00 из 5)

Идеал муравейных братьев, льнущих
любовно друг к другу, остался для
меня тот же. И как я тогда верил, что
есть та зеленая палочка, на которой
написано то, что должно уничтожить
все зло в людях и дать им великое
благо, так я верю и теперь, что есть
эта истина и что будет она открыта
людям и даст им то, что она обещает.

Л. Н. Толстой

Л. Н. Толстой высоко ценил облагораживающее влия­ние природы на человека, показал в своих произведениях ее красоту.

В критической литературе о писателе глубоко и многосторонне разработан вопрос о тесной связи его пей­зажей с внутренним пиром героев. В «Войне и мире» пей­зажи связаны чаще всего с Ростовыми и Андреем Болкон­ским, а также с Пьером Безуховым. Писатель как бы гово­рит: тот, кто лишен истинных духовных ценностей (Курагины, Друбецкой, Шерер и др.), не способен ни увидеть, ни почувствовать, ни понять душу всего сущего, его есте­ство — природу. И не только поведение таких людей, но их сосуществование вообще начинает становиться проти­воестественным. Напротив, добрый в своей основе человек самим добром связан с природой и обязан ей. Добро есте­ственно, зло — нарушение законов жизни и природы.

Но, помимо лирической и психологической связи с героями, пейзажи Толстого несут и другую, часто не мень­шую нагрузку: они уясняют смысл романа, позицию са­мого автора, своеобразие его как художника.

Первый пейзаж, который мы рассмотрим, — описание неба над Праценскими высотами» где лежит раненный в Аустерлицком сражении Андрей Болконский.

«Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высоко­го неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — ...совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого беско­нечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его... ».

Средства очень лаконичны — это эпитеты, многие из них повторяются: синеющая бесконечность, плывущие облака, и небо - высокое, бесконечное и, наконец, спра­ведливое и доброе.

Эпитеты Толстого не однозначны по смыслу: часть из них дает представление о внешнем виде предмета, дру­гие вносят эмоциональную окраску, а третьи как бы дают моральную оценку. Первые условно назовем опи­сательными, вторые — метафорическими, третьи — оце­ночными.

Толстой не только рисует поэтическую картину неба, но дает моральную оценку устремлениям князя Андрея, его еще пока не вполне четким идеалам. Ведь для него небо — полная противоположность тому, чтс здесь на земле: телам убитых и раненых на войне, самодовольно­му и потому ничтожному Наполеону, улыбающемуся и счастливому «мелким тщеславием и радостью победы», и, наконец, недавним мечтам самого Андрея о славе. На земле, охваченной распрями, убийствами, эгоистически­ми стремлениями людей, нет справедливости и добра, а они нужны людям прежде всего.

К таким мыслям пришел князь Андрей. И это мысль не только героя, но и самого Толстого. Эпитеты справед ливое, доброе стали средством выражения его мыслей. Но чаще в описании неба видим слова бесконечное, высокое. Стремление к миру, бескорыстию, справедливости - это высокие стремления, и осуществление их требует от лю­дей бесконечных усилий. Эпитеты не столько описывают безбрежность неба, сколько оценивают идеалы героя и автора.

Пейзаж, при создании которого используется мини­мальное количество художественных приемов (эпитеты, повторы), выполняет идейную функцию, он проникнут страстным толстовским осуждением агрессивных войн, антигуманных эгоистических стремлений, призывом к высоким идеалам.

Очень существенна и композиционная роль его. Он дает почувствовать, что в жизни князя Андрея наметился се­рьезный перелом, что герой, очевидно, откажется от чес­толюбивых помыслов и военной карьеры, а значит, чи­тателя ожидает ощутимый поворот сюжета.

Философская мысль о вечности природы, о быстро­течности человеческой жизни лежит в основе пейзажей. Но решена она до-разному. Толстой смотрит на жизнь оптимистичнее, пейзаж его, сложный и глубокий, вну­шает веру в человека и его высокое предназначение.

Пейзаж имеет большое значение для понимания обра­за Андрея Болконского и мыслей автора о смысле жизни человека.

Особенности изобразительных средств Толстого: тон­кий психологизм и в связи с этим использование приема олицетворения; объемность, стереоскопичность картин природы, изображение в движении, звуках, красках, с игрой света и теней; различие эмоциональных оттенков стиля — то вдумчиво-глубокого, то реалистически точ­ного, то романтически-приподнятого, восторженно-вели­чавого, то шутливо-обыденного.

Картины природы в романе намечают повороты в судь­бах героев или всего народа, подчеркивают значимость определенных эпизодов романа.

В пейзаже, описывающем березовую рощу и старый дуб, Толстой не только точно отмечает приметы поздней весны, а затем лета в разгаре. Он видит цвета и форму предметов (зеленая трава и лиловые цветы, мелкие ели с трубой зеленью), слышит фырканье лошадей, звон коло­кольчика, пение соловьев, ощущает первую предгрозо­вую жару мимолетного дождя. При этом читатель, как и герой, находится как бы внутри леса: смотрит то на ле­вую, то на правую сторону дороги, слышит то далекие, то близкие звуки. Мы испытываем чувство радости, про­стора, ощущаем солнечный свет. Сравним пейзаж с карти­ной Куинджи «Березовая роща». В нем то же солнечное пространство, зелень и простор. Даже настроение худож­ника созвучно толстовскому описанию рощи.

Вот еще одна зарисовка, сцена из романа лунной ночи в Отрадном, которой одновременно любуются князь Анд­рей и Наташа- Природа уже похожа на волшебную сказ­ку, но это не сказка, а чарующая действительность с точными реалистическими деталями. Красота этой ночи впервые незримо соединила судьбы Андрея и Наташи.

Описание зимней святочной ночи, когда ряженые Ростовы едут к Милюковым, по стилю близко к картине ночи в Отрадном. Только она стала еще сказочнее и фан­тастичнее: «... вот какой-то волшебный лес с переливаю­щимися черными тенями и блестками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебря­ные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей».

Природа — это праздник молодых чувств. Поэтому так много радости и движения. Чего стоят одни глаголы, рисующие езду в санях: тронулась, зашумели, завизжа­ли, полетела, заставляя скакать, поспевали...

А музыка звуков! Визжат, свистят и шумят полозья, то звенит, то побрякивает колокольчиком тройка, из са­ней слышны крики, хохот.

Перечисленные картины, как и большинство пейза­жей Толстого, связаны с образами главных героев. Но не только герои важны для понимания «Войны и мира». Центр романа — военные сцены, а кульминация его — Бородинское сражение, решившее исход войны 1812 года. Именно здесь стремление народа отстоять свое отечество сплотило все лучшее в нем, вызвало небывалый подъем мужества и патриотизма. Россия одержала под Бороди­ном нравственную победу над врагом. Народ стал в этих сценах главным героем. И хотя в повествовании о Бородине пейзаж занимает мало места, значение его суще­ственно.

Перед сражением панораму боя видит Пьер Безухов, духовно слившийся с народом в этот грозный час, и за­мирает от восхищения перед красотою зрелища.

«Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, ки­дали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на го­ризонте, и между ними за Валуевым прорезывалась боль­шая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески...»

Природа торжественна и великолепна. Праздничны и ярки краски: золотой цвет соседствует с розовым и жел­то-зеленым. Строй речи подчеркивает значительность момента. Туман делает местность волшебной — опять употреблено то слово, которое было так характерно для святочного катания. Там чувства Николая, здесь — всего народа, поднявшегося на небывалую высоту патриотизма и самоотверженности. В небольшом описании дважды встретился глагол блестеть: поля блестели и блестели молнии солнечного света. Слова блик блестящий наиболее любимы Толстым, потому что передают его восхище­ние жизнью, оптимизм.

И еще одна деталь пейзажа, помогающая понять от­ношение Толстого к войне и миру. Идет к концу освобо­дительная борьба русского народа, французы отступают. Позади сражение под Красным. Кутузов поздравляет сол­дат с победой, благодарит их. Но чувство величественно­го торжества соединяется у него с «жалостью к врагам и сознанием своей правоты»:

—  А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите, недолго осталось. Выпроводим гос­тей, отдохнем тогда... Вам трудно, да все ж вы дома; а они — видите, до чего они дошли, — сказал он, указы­вая на пленных. — Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?

—  Тоже люди — сказал один из них, уворачиваясь в шинель. — И полынь на своем корню растет.

—  О! Господи, господи! Как звездно, страсть! К моро­зу... — и все затихло.

Звезды, как будто зная, что теперь никто, никто не увидит их, разыгрались на черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то ра­достном, но таинственном перешептывались между со­бой.

Небо, такое далекое, высокое и бесконечное, когда Андрей под Аустерлицем искал в нем смысл жизни, как бы приблизилось к земле, стало простым и близким -рядом долгожданный мир.

Природа прекрасна, человек — неотъемлемая часть ее, он должен постигать красоту, величие и смысл при­роды, искать в жизни достойные цели, среди которых борьба во имя мира, справедливости, единства и счастья народа и родины — самая высокая и чистая.

Вселенная, земля, люди созданы для счастья. Толстой верит в это, верит в победу разума и справедливости, и пейзаж его — гимн миру, братству людей на земле.

«Смотрел, подходя к Овсянникову, на прелестный сол­нечный закат... и подумал... Это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем».

Эти замечательные строки Льва Николаевича из его дневника как бы обращены ко всем нам, его потомкам.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы