Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения Рецензии Духовные традиции в русской классической литературы в современной прозе

Духовные традиции в русской классической литературы в современной прозе

Русская классическая литература ХIХ века внесла большой вклад в мировую культуру тем, как подошла к постановке и освещению сложных проблем человеческой личности, общества, бытия. А. Пушкян и М. Лермовтов, И. Тургенев и И. Гончаров, Л. Толстой и Ф. Достоевский, А. Островский и М. Салтыков-Щедрин художественно исследовали конкретно-историческую среду тех лет, обратили внимание на сложность отношений человека с обществом и пришли к выводу о непреходящей ценности духовных традиций.

Представления о добре и зле, правде и лжи, о предназначении человека и государства должны были, по замыслу писателей тех лет, стать нравственной основой современного им общества. Писатели-реалисты ХIХ века стремились пробудить в читателе желание изменить существующий порядок вещей и стать лучше, чище, добрее н справедливее. Эти идеи получили свое развитие и в творчестве писателей наших дней.

Проблема преемственности поколений их духовной неразрывности является одной из главных и для современной литературы. Решается эта проблема различными авторами по-разному. Но для героев В.Васильева и В.Астафьева, В.Распутина и Ч.Айтматова неприходящими остаются духовные ценности, заветы предков.

В повести В. Васильева «Завтра была война» удивительно воссоздана обстановка предвоенного среднерусского городка. Главные герои повести — довоенные школьники, воспитанные на романтике «революционных буден». Наивные и прямолинейные, искренние и бесстрашные, они пытаются разобраться в сложной жизни взрослых, в окружающем мире. Общечеловеческие ценности, которые внушают детям родители, постепенно вступают в противоречие с реальной действительностью, жестокой и бесчеловечной. И детям приходится делать нравственный выбор, так как от этого выбора зависит не только их собственная жизнь, но и жизнь других людей.

Через множество испытаний пройдут герои повести, открыв в конце концов известную истину, которую автор предельно четко сформулировал в предсмертном письме Вики Люберецкой: «…нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьем самих себя, своих детей, свое будущее». И детей тоже предавать нельзя. Никого предавать нельзя! Страшно, когда предательство совершается в частной жизни. Еще страшнее, когда это предательство совершает государство в отношении своих граждан.

Поколение Искры Поляковой из повести «Завтра была война» и поколение Леонида Сошнина из «Печального детектива», каждое — по своему, так или иначе вступают в противоречие с обществом, в котором

живут. Это борьба за торжество правды и справедливости, которую каждый должен вести и с самими собой, и с окружающей действительностью. Не всем это по силам. Многие, забыв нравственные устои отцов, живут по принципу «моя хата с краю». Но в том, что еще остались люди, не потерявшие своей связи с землей, народом и родной культурой, современные писатели черпают надежду на возрождение и обновление нашей страны.

Взглядом неравнодушного человека смотрит Виктор Астафьев на мир в повести «Печальный детектив». Его герой, Леонид Сошнин, бывший «опер», выйдя на пенсию по ранению, становятся писателем. Перед нами разворачивается картина советской действительности конца 70 — начала 80-х годов, увиденная острым глазом оперативника и художественно заостренная пером писателя. Протокольная информация о преступлениях

сменяется в повести размышлениями главного героя о смысле жизни, о бесчеловечной сущности окружающего мира. Сошнин видит: и «сверху», и «снизу» царят всеобъемлющая безнравственность, равнодушие и стяжательство. Народ («великий и могучий») свыкся с серой, никчемной и беспросветной жизнью, с беспределом властей и уголовного мира. Власть чинит беззаконие, наживаясь на людских бедах. Казалось бы выхода нет. Тем не менее Сошнин оказывается человеком, который может взять на себя ответственность за происходящее вокруг него. Герой выступает одиноким борцом против преступников всех мастей, против бездуховности и безнравственности в обществе.

Понимая, что один в поле не воин, В. Астафьев оставляет открытым финал повести «Печальный детектив». Однако писатель подчеркивает, что устоять в бесчеловечном мире можно, только если не идешь на компромисс ни со своей совестью, ни с людьми, ни с «властью». Человеком в полном смысле слова имеет право называться только тот, кто сохранил в душе высшие ценности. Пафос повести — в умении остаться Человеком до самого конца.

Изданная на рубеже перестройки, в 1986 году, повесть В.Астафьева обнажила язвы и доперестроечного общества, и общества наших дней. Надо было иметь смелость, чтобы сказать современникам предельно прямо правду о нас самих и о нашем государстве.

Тема Родины основная тема произведений В. Распутина. В книге «Что в слове, что за словом?...»  Валентин Распутин пишет: «Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями...».

Помнить не только о «большой» Родине, но и о родине «малой» писатель призывает для того, чтобы не быть винтиками в механизме государственной власти, чтобы чувствовать себя Личностью. Любить «всю страну», «народ» невозможно, если за этими словами не стоит нежность к месту, где родился, рос, взрослел, доброта к конкретным людям. А ведь только память о своих корнях, духовная связь с Родиной и народом помогает человеку выстоять в мире бездуховности, противостоять ему и строить новую, более гуманную, жизнь.

«Что такое — быть современным? Я человек традиционных устоявшихся взглядов на жизнь и искусство, и для меня быть современным — значит понимать в своих днях меру сезонного и вечного, случайного и закономерного. …Быть современным — не ошибиться, не отдать свое время и свою жизнь недолговечным, а то и просто вредным влияниям» (В. Распутин).

У каждой национальной литературы в нашей стране своя история, как и у народа, творящего словесное искусство. Но все они оказались в той или иной степени под влиянием классической русской литературы. Так, например, творчество Чингиза Айтматова демонстрирует тесное переплетение художественных особенностей русской классической литературы и национальных фольклорных традиций. Можно ли причислить писателя к «национальным» авторам? Пишет он на русском языке. В основе всех произведений писателя лежит общечеловеческое представление о нравственности. Его повести «Джамиля», «Тополек мой в Красной косынке», «Первый учитель», «Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря» прочно вошли в сокровищницу отечественной литературы. Романы «Буранный полустанок», «Плаха» и «Богоматерь в снегах», созданные в 80-90-х годах, стали событиен культурной жизни всех народов бывшего СССР.

Хотя речь во всех этих произведениях идет о жизни так называемых «национальных меньшинств», оказывается, проблемы, которые поднимает автор, не имеют национальных границ: добро и зло, духовность и бездушие, честь и бесчестье, правда и ложь, любовь и ненависть, память и беспамятство.

В романе «Буранный полустанок» («И дальше века длится день») главный герой Едигей Жангельдин — простой рабочий с затерянного в глухой степи полустанка — представлен носителем тех духовных ценностей, которые на протяжении веков складывались и преумножались в казахском народе. Пройдя войну, испытав горе, голод и послевоенные мучения, Едигей не потерял себя как личность, не растерял ценности, которые в него заложили отец и мать, поэтому он и становится духовным преемником Казангапа, старейшины Буранного полустанка.

Едигей и Казангап собирают и хранят многовековой опыт казахов, их мудрость к поэзию, но при этом они невольно становятся духовными лидерами всего населения Буранного полустанка, независимо от национальности. Будучи по натуре философом, Едигей постепенно обобщает факты из современной ему жизни и, анализируя их, приходит к неутешительной мысли о том, что люди измельчали, потеряв связь со своим прошлым, своим народом, своей культурой. Так же как автор, Едигей считает, что строить нравственное общество будущего можно только тогда, когда не забыто прошлое. Называя людей без прошлого, без Родины манкуртами, Едигей все-таки надеется на пробуждение нравственной памяти людей. Это, по мнению героя, единственный верный путь к изменению несовершенного общества, в котором мы живем.

На примере русской классической и современной литературы мы видим, что утверждение общечеловеческих ценностей бытия являлось и является доминирующим в творчестве многих писателей. Древние истины, чаще называемые «библейскими», действительно оказываются более прочными и долговечными, нежели сиюминутные идеи и планы. Поэтому так актуальны для всех народов и времен слова Чингиза Айтматова, писавшего о том, что «человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определять свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем».


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы