Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения Рецензии Рецензия на рассказ В. П. Астафьева «Жизнь прожить»

Рецензия на рассказ В. П. Астафьева «Жизнь прожить»

Не может оставить равнодушным читателя рассказ Виктора Астафьева «Жизнь прожить», написанный в середине восьмидесятых годов, поскольку в нем автор поднимает жизненно важные проблемы: милосердие, человек и природа, война как величайшее зло для земли и человека.

Само название произведения призывает читателя подумать о своей душе, о жизни, о том, что он оставит после себя на земле. Этот призыв к человеку повторяется в тексте дважды. В начале произведения он звучит от лица природы. «Люди! Люди! — напоминает вроде бы желтым просверком береза. — Осень скоро... Пора бы и оглянуться, задуматься…»

Затем автор, размышляя, предостерегает от черствости, ожесточения, души: Не вникая в жизнь ближнего своего, не разучимся ли мы чувствовать чужую радость, чужое горе, боль... И не утратим ли мы насовсем то, что зовется древним добрым словом — сострадание?»

Особенность композиции — рассказ в рассказе. В основе сюжета — история жизни Ивана Тихоновича Заплатина. В экспозиции рассказа автор знакомит нас с героем, с которым его многое сближает: землячество, возраст, военные годы. Через портрет Ивана Астафьев передает его глубокую связь с землей: кудри просвечены «ниточками седины, той августовской сквози, что на исходе месяца желто выдохнется из глубин леса». В портрете жены героя Татьяны тоже чувствуется единение с природой: «зрачки... как солнышко в дождь, дробятся в текучем, переменчивом свету».

Речь героев, полная пословиц, поговорок («Одна кудря стоит рубля, а друга — тысячу», «В тесноте, да не в обиде»), диалектных слов («руки отерпли», «не базлай»), просторечий («дуреет», «брехня», «потрафлять»), погружает нас в мир простого человека. Употребляемые Иваном выражения: «жить-поживать», «легко ли сказка сказывается», «из-за моря-окияна» — делают его исповедь народной и мелодичной.

Из повествования Ивана Тихоновича мы узнаем, какой нелегкой была судьба его самого и его родных: голодные тридцатые годы, война, преждевременная смерть близких людей. Жизнь провела героя через многие испытания, но его сердце не стало безразличным к чужому горю: «вот уж подноет ретивое, затрясет его что осенний выветренный лист...». Любить и жалеть людей научила Ивана Лелька, взявшая его, мальчонку-сироту, в свою бедную семью. Она всю себя отдавала другим людям: ухаживала за родителями мужа-пьяницы, поддерживала больную сестру, не говоря уже о пятерых детях и сыне-инвалиде Борьке. Лелька рано ушла из жизни, но дети переняли ее доброту и способность жертвовать собой.

Иван, вернувшись с фронта, не мог предать родных и не оставил отца, Борьку и тяжело раненного брата. Как труженицу Лельку «до се помнят» односельчане за ее душевность, так и к Ивану Тихоновичу с женой тянутся люди: «Все к ним кто-нибудь да лепился, грелся них». Они умеют понимать, сострадать другим.

Подчеркивая чистоту души и милосердие главных героев, автор использует прием антитезы. Лелька «проявила патриотизм», не отдав Ивана в детский дом, а бабушка дважды пыталась убить больного внука Борьку, открыто стараясь избавиться от лишнего рта в семье. Страшен и образ снохи Ивана, грубой, вульгарной, развратной женщины, которую автор даже не наделяет именем. В ней нет доброты к людям. Родная дочь, имеющая способности к бальным танцам, ей нужна для престижа: ноги Клавочкины мамуле «дороже и нужней, чем сама дочь».

Соединением просторечий и высокой лексики достигается яркая характеристика персонажей. В описания городской семьи чувствуется авторская насмешка: «современно однодетная» семья; «устряпанная работой, надсаженная властью, земными благами и наслаждениями» мамуля; «внушающая только сахар» собачка «с блатной мордой».

Народный взгляд на войну выражается через воспоминания Ивана Тихоновича. Сама природа как бы стремится заставить человека одуматься и не совершать кровопролитий: солнцепек сменился метелью, «солнце как очумелое», белый снег обезображен человеческими трупами. И невольно рассказчик восклицает «Светопреставленье! Видно, и впрямь люди бога прогневали». Одно только словосочетание «людской сор» приводит читателя в ужас. Страшна картина поля боя на следующий день: «Как дрова, лежат люди, только в поленницы не сложенные, друг на дружке. От этого вида Иван Тихонович «чуть умом не сдвинулся». И до сих пор события стоят у него перед глазами. Именно поэтому он особенно остро переживает за судьбу внучки: «Неужто опять? Неужто детей побьют и обездолят, и мою Клавочку тоже?..»

Герой никогда не смирится с войной. Все в нем, «что вложено в душу... восстает, протестует и не устанет уж протестовать до конца дней против неестественной, против преждевременной смерти». Над вопросом жизни и смерти его также заставляют задуматься гибель Лельки и поведение дезертира-приспособленца, дожившего до амнистии. Иван все пытался понять, почему смерть «непременно выбирает тех, кто посветлее, посовестливее».

В произведении автор с болью говорит об экологической проблеме. Ведь не только война, но и мирная деятельность человека губит, уродует природу. Сооружение Красноярской гидроэлектростанции привело к затоплению около шестисот километров земель по Енисею, в том числе и Изагаша. Люди уезжали, навеки оставляя любимую природу, могилы родных, свою родину. Насколько плодородны были места по Енисею, а теперь «в ранах вся тайга и земля»! И сам Енисей «утопили, широкой лужей сделали, хламьем, как дохлую падаль, забросали». Земля дана человеку не для того, чтобы он уничтожал все живое. Астафьев подчеркивает, что природа и человек — единое целое, нарушение этого единства непременно скажется. Даже Петруша, человек добрый, честный, теряет чувство собственного достоинства, становится «размазней» в городе.

Ивану, выросшему среди лесов, полей и гор, на берегу величественной реки непонятно, как можно жить в серых, задымленных городах: «Да и боязно делается, как подумаешь, что за люди без земли.., на сером бетоне вырастут. Что у них в душе поселится?.. Какое дело они справлять станут? Кого любить? Кого жалеть? Чего помнить?»

В своем произведении «Жизнь прожить» Виктор Петрович Астафьев призывает читателей к ответственности за все, что происходит на земле, к борьбе с бездуховностью за утверждение нравственных начал.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы