Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения А. С. Пушкин Образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" А.С.Пушкина

Образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" А.С.Пушкина

(10 голоса, среднее 4.60 из 5)

В.Г.Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской  жизни", так  как  в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгений Онегин является первым литературным героем,  открывающим галерею так называемых "лишних людей".

Он образован,  умен,  благороден,  честен ,  но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства,  стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком.  Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века - "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способны воскресить его душу.

Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина.  Впервые  в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому,  и, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны,  воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных,  из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя "Татьяна".  Этим он подчеркивает простоту  девушки,  ее близость народу.

Татьяна воспитывается  в  усадебном  поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины".  Характер  Татьяны  формируется  под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир,  но у старших не находила ответы на свои вопросы.  И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все:
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу.  В книгах она видела интересных людей,  которых мечтала встретить в своей жизни.  Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни,  Татьяна знакомится с народной поэзией,  проникается любовью к ней.  Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту,  искренность,  безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена:

Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.

Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества.  Она понимает пошлость,  праздность,  пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее  жизнь высокое содержание,  был бы похож на героев ее любимых романов.  Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина:  "... Все полно им; все деве милой без умолку  волшебной силой твердит о нем".  Она решается написать Онегину любовное признание.  Резкий отказ его является  полной  неожиданностью для девушки.  Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Татьяна находится в безнадежном положении:  она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.

Онегин не  понял всей силы ее чувства,  не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил "вольность и покой",  был эгоистом и себялюбцем.  Любовь приносит Татьяне одни страдания,  ее нравственные правила тверды и постоянны.  В Петербурге она  становится  княгиней,  обретает всеобщее  уважение  и  преклонение в "высшем свете".  за это время она сильно меняется.  "Равнодушною княгиней,  неприступною богиней роскошной, царственной Невы" рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве,  простоте,  уме, богатстве душевного содержания.  Но и в "высшем свете" она одинока.  И здесь она не  находит того,  к чему стремилась возвышенной душой.  Свое отношение к светской жизни она выражает в словах,  обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:

...Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище...

В сцене  последнего  свидания  Татьяны  с  Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества:  нравственная  безупречность,  верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм.

Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувство долга,  которое берет верх над другими чувствами и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным.

Татьяна Ларина  открывает  собой  галерею  прекрасных  образов русской женщины,  нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни.

Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным  образом русской женщины.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы