Главная Сочинения А. Н. Островский Смысл названия драмы "Гроза"

Авторизация



Яндекс.Метрика

Посетители

Сейчас 134 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 47
Статьи : 1223
Просмотры материалов : 4627885
Смысл названия драмы "Гроза"
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Автор: Лучшие экзаменационные сочинения: 400 золотых страниц.   

После выхода из печати и постановки драмы Островского "Гроза",  современники видели в ней призыв к обновлению жизни,  к свободе, ведь написана она была в 1860 году,  когда все ждали отмены в  стране  рабства, крепостного права.

В центре  пьесы  -  общественно-политический конфликт:  хозяев жизни, представителей "темного царства" с их жертвами.

На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь простого люда. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо заволакивают тучи, слышны удары грома. Приближается гроза но только ли в природе происходит это явление?  Нет. Так что же все-таки подразумевается автором под грозой?

В этом названии скрывается глубокий смысл.  Впервые это  слово мелькнуло в сцене прощания с Тихоном.  Он говорит: "... Недели две никакой грозы надо мной не будет".  Тихону хочется хотя бы ненадолго избавиться  от  чувства страха и зависимости.  Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него.  Это  страх,  нагоняемый самодурами,  страх возмездия за грехи. "Гроза-то нам в наказание посылается", - поучает Дикой Кулигина. Власть этого страха распространяется на многих героев драмы,  и не проходит даже мимо Катерины. Катерина религиозна и считает грехом то,  что она полюбила Бориса. "Я и не знала, что ты так грозы боишься", - говорит ей Варвара. "Как, девушка, не бояться!  - отвечает Катерина.- Всякий должен бояться.  Не то страшно, что убьет тебя,  а то,  что смерть вдруг застанет,  какая ты есть,  со всеми твоими грехами..." Один лишь механик-самоучка Кулигин не  боялся грозы,  видел  в  ней  зрелище величественное и красивое,  но вовсе не опасное для человека, который легко может унять ее разрушительную силу с  помощью простейшего шеста-громоотвода.  Обращаясь к толпе,  объятой суеверным ужасом, Кулигин говорит: "Ну чего вы боитесь, скажите на милость.  Каждая теперь травка,  каждый цветок радуется,  а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь".

Если в  природе  гроза уже началась,  то в жизни по дальнейшим событиям видно ее приближение. Подтачивает темное царство разум, здравый смысл Кулигина;  высказывает свой протест Катерина, хотя и бессознательны ее действия, но она не хочет примириться с мучительными условиями жизни и сама решает свою судьбу;  она бросается в Волгу. Во всем этом заключается главное  значение  реалистического  символа,  символа грозы.  Однако он не однозначен. В любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Однако в отличие от грозы, любовь приносит радость,  но у Катерины это не так,  хотя бы потому,  что она замужняя женщина. Но Катерина не боится этой любви, как не боится грозы Кулигин.  Она говорит Борису:  "... Коли я для тебя греха не побоялась,  побоюсь ли я людского суда?" Гроза скрыта в самом характере героини, она сама говорит, что еще в детстве кем-то обиженная убежала из дома и уплыла одна в лодке по Волге.

Пьеса была воспринята современниками как острое обличение  существующих в стране порядков.  Добролюбов так говорил о драме Островского:  ...  "Гроза" есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского...  В  "Грозе"  есть  что-то освежающее и ободряющее.  Это "что-то" и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства..."

В это верил и сам драматург и его современники.


 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить