Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения М. Ю. Лермонтов Пушкинские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

Пушкинские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

(5 голоса, среднее 4.80 из 5)

В. Г. Белинский в письме к Боткину писал: «Пушкин умер не без наследника». Действительно, Лермонтов принял эстафету лидерства у Пушкина в поэзии и прозе. Несмотря на то что эти два поэта принадлежат к разным эпохам, творчество Пушкина оказало большое воздействие на прозу и поэзию Лермонтова. Например, многие мотивы в лирике и в творчестве Пушкина (кстати, слово «мотив» в переводе с французского обозначает «мелодия», «напев», а слово «лирика» пришло в русский язык из греческого и переводится как «поющий под звуки лиры») — обнаруживаются в поэзии Лермонтова.

В 1837 году М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» — отклик на трагическую гибель Пушкина. Оно начинается с вольной цитаты из посвящения к «Кавказскому пленнику» Пушкина: «Погиб поэт — невольник чести...» Для погибшего поэта действительно большое значение имели честь и достоинство. Например, этот мотив звучит в исторической повести Пушкина «Капитанская дочка».

Тема стихотворения «Смерть поэта», квинтэссенция которого звучит в эпиграфе, — воздаяние за зло. Это и мотив лирики Пушкина. Однако если в оде «Вольность», стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин высказывает желание видеть Россию, в которой установлен единый для всех закон, то у Лермонтова возникают сомнения в справедливости этого закона. Лермонтов полагает, что только Божий «грозный суд» покарает находящихся «под сению закона» убийц. Кто же они, по мнению Лермонтова? В гибели Пушкина поэт обвиняет не только убийцу, не только духовную чернь, обращаясь к которой, судя по стихотворениям Пушкина «Чернь» и «Поэт и толпа», поэт отстаивал свободу творчества, но и светское общество. Лермонтов обвиняет окружавших Пушкина «клеветников ничтожных» и того, чьим «словам и ласкам ложным» поверил поэт, то есть, возможно, государя.

Конфликт поэта и нравственной черни, обозначенный в лирике Пушкина, в стихотворении Лермонтова «Поэт» разрешается в пользу черни. Стихотворение построено на параллелизме. История кинжала, бывшего некогда боевым оружием, но ставшего «игрушкой золотой», сравнивается с судьбой современного поэта, который променял власть над думами света на злато. В последнем четверостишии стихотворения Лермонтов задается вопросом, может ли возродиться поэт и вновь, говоря словами Пушкина, «глаголом жечь сердца людей» (это цитата из стихотворения Пушкина «Пророк»). Развивая основную философскую мысль этого произведения — что есть предназначение и судьба поэта, — Лермонтов в одноименном стихотворении говорит о том, что произошло с пророком с того времени, когда он стал исполнять волю Бога. Лермонтовский текст начинается словами: «С тех пор...» Смысл стихотворения таков: пророк отвергнут обществом, «презирают все его». С точки зрения Лермонтова, пушкинский пророк обречен на непонимание и отчуждение людей, его окружающих. Интересно также заметить, каким изменениям подвергается у Лермонтова пушкинское осмысление смены поколений. Если в стихотворениях Пушкина «Дорожные жалобы», «19 октября» и других поэт принимает смену поколений как естественное закономерное явление, то Лермонтов в стихотворении «Дума» противопоставляет друг другу поколения, эта тема у Лермонтова драматична. Современное поколение не принимает предыдущее за их «роскошные забавы», «ребяческий разврат» — это им скучно. Взамен же этого современнику могут предложить только старение в бездействии, без наслаждения жизнью: поэзией, искусством. Ненависть и любовь — случайные чувства в их сердцах. Лермонтов строит образ современного поколения на противопоставлении:

И царствует в душе
Какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

Лермонтов подчеркивает в последнем четверостишии, что этот конфликт вечен и грядущее поколение не примет современное, считая его морально «промотавшимся отцом».

Еще один мотив Пушкина получил развитие в лирике Лермонтова — это образ демона, который воплотился в необыкновенно одиноком лирическом герое стихотворения «И скучно, и грустно...». Как и у Пушкина в стихотворениях «Дорожные жалобы», «19 октября» «Осень», у Лермонтова звучит мотив утекания жизни, но для лирического героя стихотворения «И скучно, и грустно...» жизнь — « такая пустая и глупая шутка». Интересно, что в «Медном всаднике» Пушкина звучит вопрос:

…иль вся наша
И жизнь ничто, как сон пустой,
Насмешка неба над землей?

Лирический герой стихотворения Лермонтова разочарован, его охватывает чувство безысходности, безнадежности, разочарования в жизни. Белинский назвал такое состояние «нездешней мукой». Стихотворение проникнуто настроением реквиема: не сбылись надежды, обмануты чувства, вера в будущее.

Интересно в связи с этим заметить, что пушкинская тема земной благодати также нашла продолжение в лирике Лермонтова. Например, лирический герой стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» воспринимает пейзаж «сладостным», приветливым, его душа находится в гармонии с природой, он может постигнуть счастье на земле и в небесах увидеть Бога. Это христианский мотив — приятие мира Господнего, понимание природы как силы, которая вносит в душу покой и надежду, как силу, смиряющую тревогу. Еще одно стихотворение такого плана — «Выхожу один я на дорогу...». Лирический герой этого стихотворения видит пейзаж глазами религиозного человека: «пустыня внемлет Богу», небо для него «торжественно и чудно». Именно в небесах лирический герой ищет «свободы и покоя», что может дать только Бог. Эта тема звучала и в творчестве Пушкина в оде «Вольность», в «Евгении Онегине». Для обоих поэтов символом вечности был дуб. У Лермонтова: «...вечно зеленея, / Темный дуб склонялся и шумел», а у Пушкина в стихотворении «Брожу ли я...»: «дуб уединенный... пережил он век отцов». Лирические герои находятся в гармонии с природой, они являются ее неотъемлемой частью.

Мотив любви к Родине, к своей Отчизне так же занимал важное место в лирике обоих поэтов. Однако Александр Сергеевич Пушкин любит Россию за ее непредсказуемость, таинственность и даже за военные заслуги «России ратной». Это видно на примере таких стихотворений, как «Олегов щит», «Бородинская годовщина», «Александру». Михаил Юрьевич Лермонтов же в стихотворении «Родина» отвергает мысль о том, что любовь подчинена рассудку:

Люблю отчизну я, но странною любовью.
Не победит ее рассудок мой.

Поэт не соглашается с тем, что Родину можно любить за что-то: за славу ли, «купленную кровью», за «полный гордого доверия покой» ли, за «старины» ль «заветные преданья». Как и Пушкин, Лермонтов любит «разливы рек ее, подобные морям», но принимает даже «пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков!».

Несмотря на эту любовь к Родине, Лермонтов пишет стихотворение «Прощай, немытая Россия...», в котором с болью и горечью в сердце порицает рабство, полную зависимость народа от «мундиров голубых». Этот мотив рабов и господ, несвободы выбора можно увидеть в стихотворении Пушкина, например в «Анчаре»: «и умер бедный раб у ног непобедимого владыки».

В творчестве Пушкина присутствует разнообразие тем, форм, его творчество носит экстенсивный характер. Многие из мотивов его произведений, как-то: честь и достоинство, законность, поэт и его назначение, смена поколений, одиночество, земная благодать и другие, — разрабатывались, нашли иную трактовку у более поздних поэтов, например в лирике Лермонтова, а в дальнейшем у Некрасова, Есенина и других мастеров русского поэтического слова.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы