Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения М. Горький Дно жизни — трагическая правда пьесы М. Горького «На дне»

Дно жизни — трагическая правда пьесы М. Горького «На дне»

(28 голоса, среднее 4.50 из 5)

Пьеса «На дне» была написана А. М. Горьким в 1902 году и предназначалась для Московского Художественного театра. Вначале пьеса была запрещена цензурой, и лишь после долгих хлопот ее разрешили, да и то потому только, что цензура была убеждена в провале спектакля. Пьеса была поставлена... и имела потрясающий успех.

Впервые зрители увидели незнакомый им доселе мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера и социального положения. Каждый из них наделен индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно желающая большой, настоящей любви Все они достойны лучшей участи. Тем трагичней их положение сейчас.
Горький подробно не рассказывает биографии героев, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора.
Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.
И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы общества. Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из .хозяев жизни, который готов даже из своих несчастных и обёздоленных постояльцев выжать последнюю копейку Столь же отвратительна в своей безнравственности и его жена Василиса.

Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами, среди жалких и искалеченных, несчастных и бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его признании, о его силе и красоте: «Человек — вот правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!».
Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл…


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы