Главная Сочинения М. Горький Необычное переплетение реализма и романтизма в ранних произведениях М. Горького

Авторизация



Яндекс.Метрика
Необычное переплетение реализма и романтизма в ранних произведениях М. Горького
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
Автор: Лучшие экзаменационные сочинения: 400 золотых страниц.   

В жизни всегда есть место подвигам
М. Горький

На становление и развитие реализма в русской литературе, несомненно, оказывали влияние течения возникающие в общем русле европейской литературы Однако русский реализм существенно отличается от французского, английского, немецкого и по времени своего возникновения, и по темпам развития, и по  структуре, и по его значению в национальной общественной жизни.

Это своеобразие было настолько ярким и значительным, что во второй половине ХIХ века русская реалистическая литература заняла ведущее место среди европейских литератур. Об этом с гордостью говорил и М. Горький: «В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет собой феномен изумительный: я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникла в жизни с такою силою и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта».

Именно традиции реализма избрал для своего творчества  М. Горький, чтобы с наибольшей полнотой выразить интересы и устремления народа. Однако, внимательно наблюдая пробуждение народного самосознания, отражая становление русского пролетариата, писатель чувствовал, что его стесняют рамки одного течения. Можно сказать, что освободительное движение явилось причиной обращения Горького к традициям романтизма.

Это необычное переплетение романтизма и реализма можно проследить в нескольких произведениях Горького («Песвя о Соколе», «Макар Чудра», «Челкаш»), особенно ярко оно раскрывается в раннем рассказе писателя «Старуха Изергиль».
Рассказ состоит из трех частей. Первая заключает в себе легенду о гордом Ларре, который считает себя первым на земле и не видит ничего, кроме себя. В попытке презреть священные законы человеческой любви Ларра совершает преступление, и народ отвергает его, обрекая на вечное одиночество. Слишком поздно понял Ларра свою ошибку: одинокий человек не может быть счастлив, ведь даже законы Вечности отвернулись от него: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Руководствуясь идеей «если я только за себя, то зачем я?», Горький обрекает Ларру на вечную жизнь, постоянное презрение людей.
По принципу контраста заключительная часть рассказа — тоже легенда, но повествует она о подвиге великодушного Данко, бесконечно любящего свой народ и отдавшего свое сердце, чтобы просветить темное человеческое сознание, указать верный путь из того болота, в котором они оказались. Здесь Данко возвышается над головами своих соплеменников, жестоких и неразумных, не сумевших оценить его великий подвиг. Но герой умер, любя своих соплеменников, и его сердце указало им дорогу истины.
Центральная, связующая эти две легенды часть рассказа очень реалистична, она как бы замыкает на себе психологию реального человека с богатым прошлым и душу легенды. Отрываясь от сказки, читатель находит дальше тесное переплетение с сегодняшним миром. Биография Изергиль, ее любовные истории в молодости пронизаны отголосками времени. Вся ее жизнь — это вечные поиски, погоня за неясным идеалом. У старухи нет ни дома, ни семьи, ни детей. Однако для Горького в этом образе ценна активная неудовлетворенность настоящим, неукротимость поиска. Да, в реальной жизни Изергиль не нашла того, что искала, но прошлое осталось в ее памяти как призыв, мечта, сказка. И недаром в старости Изергиль так привязалась к людям, полюбила их — именно это дает ей счастье.
Так и все ранние произведения Горького, в которых реализм и романтизм тесно связаны, несут будущим поколениям любовь к своему народу к своей истории, а также помогают развивать в себе такие качества, как доброта, сострадание, способность идти на жертвы ради достижения высшей цели, во имя других людей.