Главная Сочинения М. Горький Читая Горького...

Авторизация



Яндекс.Метрика
Читая Горького...
(4 голоса, среднее 5.00 из 5)
Автор: СОЧИНЕНИЯ: Секреты успеха   
30.09.2014 20:19

Вспоминаю замечательные произведения Максима Горького (повести, пьесы, романтические песни, реалистические рассказы)...

В моей памяти проносится множество лиц, эпизодов, диалогов. Каждая запомнившаяся мне сцена, герой в моем сознании имеют тело, форму, наполнение: мысленно я представляю себя художником, рисую картины, обязательно в цвете, таким образом, в моей памяти находится целая картинная галерея. Иногда я посещаю ее, и вот что удивительно: каждый раз, когда я воскрешаю в памяти ту или иную картину, она приобретает новые оттенки, штрихи, дополнения. Если хотите, могу и вас провести по этой галерее, возможно, вам это покажется увлекательным.

Первая картина в моем «музее» написала к рассказу «Скуки ради». Пожалуй, он поразил меня больше всех остальных. Начинается произведение довольно невинно и безобидно — с описания людей, которые живут четыре минуты в день, когда «к станции приходят из степи поезда и стоят по две минуты».

Естественно, что людям этим очень скучно живется на свете, поэтому они придумывают себе различные развлечения. Но иногда обычные «увеселительные занятия» им не помогают, тогда-то и проявляется истинная

суть всех этих людишек. Ради того, чтобы развеять скуку, они готовы пойти абсолютно на все, даже на убийство. Да, смерть Арины была именно убийством: окружающие женщину люди задушили ее своей грубостью, пошлостью, подлостью, причем сделали это намеренно.

В этом рассказе М. Горький поднимает прежде всего нравственные проблемы. Конечно, писателю хочется, чтобы люди относились друг к другу добрее, внимательнее, но, на мой взгляд, к моменту написания рассказа в душе автора осталось очень мало надежды на это. Пока на свете существуют такие люди, как Гомозов, Матвей Егорович, Николай Петрович, Софья Ивановна, в отношениях между людьми всегда будут присутствовать фальшь, жестокость, хамство и ханжество.

Рассказ оставляет чувство безысходности, особенно угнетает последняя фраза: «А зимой... обитателям станции живется еще скучнее». От смысла этого предложения мне становится страшно: ведь если станет «еще скучнее», то, значит, будут и еще более жестокие развлечения. Кто же станет следующей жертвой?

Никогда бы не подумала, что пролетарский писатель может так творить, так чувствовать, переживать, быть таким тонким психологом! Быть может, раньше я читала не те произведения, оценивала их в ином ракурсе, акцентировала внимание не на том, но сейчас, вновь перечитав некоторые произведения, познакомившись с биографией автора, узнав писателя с другой стороны, я полностью изменила отношение к нему и его творчеству.

Рассказ «Скуки ради» заканчивается победой зла над добром, но это произведение не является завершением, финалом темы «скуки ради». Эта тема продолжена и дополнена другими творениями М. Горького, например поэмой «Двадцать шесть и одна».

Итак, следующая картина в моей галерее посвящена на этой поэме. Наверное, она самая яркая, потому что отображает победу нравственности над безнравственностью, добра над злом, ума над глупостью.

…Любовь бывает разная, но наиболее страшна та, которая «давит» на объект любви, угнетает индивидуальность, лишает права на личную свободу. Именно таким и было чувство двадцати шести к Тане, девушке, которая заменяла им солнце. Несмотря на то, что Таня была единственной радостью пекарей, они поступили с ней очень жестоко. Борясь со скукой, рабочие хотели «испробовать крепость их божка»; они не заботились о чувствах девушки, когда спорили на нее с солдатом, ведь им казалось, что они «играют в какую-то игру с чертом и ставка с их стороны — Таня».

Что ж, скуку они развеяли: «...когда мы узнали от булочников, что солдат начал «приударять за нашей Танькой», нам сделалось жутко хорошо и любопытно жить». Но эти люди потеряли человека, который был лучом света в их мрачной жизни; они наказали сами себя, ведь Таня «ушла, прямая, красивая, гордая», а рабочие «остались среди двора, в грязи, под дождем и серым небом без солнца».

Не менее интересны произведения, в которых показаны образы детские и женские. Эти картины являются достоянием, гордостью моей коллекции, потому что ранее я не встречала в произведениях Горького такой нежности, уважения, с которым писатель описывает женщин и детей.

Наиболее запомнился мне портрет Арины, главной героини рассказа «Скуки ради». Автор дает нам ее внешнее описание: «...ей было лет под сорок, и была она очень некрасива: коренастая, с отвислыми грудями, всегда грязная и оборванная». Но уродливость Арины забывается, когда мы видим, как она вглядывается в степную даль, любуется «голубым куполом неба», наслаждается «необъятной желтой равниной». Арина представляется красавицей, которая совсем не похожа на ту, что «ходила, переваливаясь с ноги на ногу», и в фигуре которой было что-то рабское, забитое, нелепое. Эта женщина становится величественной; мы ощущаем, что она стоит выше окружающих ее людей. Ее душа чиста, совесть не запятнана, помыслы невинны, несмотря на грубую внешнюю оболочку.

Горький восхищается этой женщиной, которая действительно умела любить бескорыстно, преданно, принося себя в жертву любимому человеку. Хотя Гомозов и не достоин Арины, она подарила ему всю нежность, на которую была способна. Но кухарка не могла жить долее среди жестокосердных, скучающих людей, не могла видеть предавшего ее любимого. Единственным выходом из создавшегося положения было самоубийство.

В конце следствия «выяснилось, что Арина страдала меланхолией»... Такова судьба человека, и в частности женщины, в среде невежд, льстецов и лицемеров.

Еще одна замечательная женщина описана М. Горьким в рассказе «Страсти-мордасти». Внешне она также некрасива: «...переносье у нее провалилось, остаток носа торчит пуговкой, вверх, верхняя губа, подтянутая шрамом, обнажает мелкие зубы. Но эта женщина прежде всего мать прелестного ребенка, который лицом походит на лесного эльфа, и душа его чиста, как у ангела: «...личико у него было серьезное, остроносое, с пухлыми, точно у девочки, губами, — личико, написанное тонкой кистью».

Несмотря на то, что внешне сын и мать противоположны, они связаны воедино душевно, они понимают друг друга с полуслова. Их взаимная любовь очень трогательна.

Для меня было ново то, что М. Горький так тонко и ярко сумел изобразить взаимоотношения матери и ребенка. Ласковые имена, которыми мать называет сына, указывают на то, что ее любовь безгранична, искренна.

Само выражение «страсти-мордасти» иронично, шутливо, а жизнь сыграла с Марией и ее ребенком злую шутку: Ленька инвалид с детства, живут они в крохотной каморке на гроши. Нищета — постоянная их спутница. Судьба забросила эту семью на самое дно жизни, но они не унывают, потому что души их полны оптимизма, они не зависят от таких чувств, как злоба, зависть, гордыня. Доброта по отношению ко всем людям делает их по-своему счастливыми.

Женщины, которых я описала выше, имеют уродливое лицо, но они прекрасны внутренне. Таким образом Горький решает проблему прекрасного: красота душевная спасет мир.

Итак, путешествие по галерее моих картин окончено. В итоге хочу сказать о мастерстве Горького. Он поднимает те проблемы, которые волновали и будут волновать человечество вечно. Причем он раскрывает их смысл так полно, доступно, что найти ответы на интересующие читателя вопросы не составляет большого труда. Мне очень жаль, что я не была знакома с произведениями М. Горького раньше.