Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения М. Горький Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького «Макар Чудра»

Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького «Макар Чудра»

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Рассказ Максима Горького «Макар Чудра» — одно из ранних романтических произведений писателя.

Романтизм утверждение исключительной личности. Герой-романтик на голову выше людей, которые оказываются рядом с ним, он находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы. Поэтому большое значение получает в романтических произведениях пейзаж, лишенный полутонов, насыщенный яркими красками. Он помогает подчеркнуть красоту и исключительность героя.

Старый цыган Макар Чудра, именем которого назван рассказ, предстает перед нами именно на фоне такого романтического пейзажа. Читатель видит море, чувствует дуновение «влажного холодного ветра», слышит шелест листвы и треск костра. Природа в обрамлении рассказа одушевлена: «Окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева безграничную степь, справа — бескрайнее море...» Бесконечность моря и бескрайность степи подчеркивают исключительное стремление главного героя к свободе. Этот человек так же прекрасен, как и все вокруг него. Автор обращает внимание на «красивую, сильную позу» Макара, когда тот сидит у костра и загадочность его взгляда, устремленного в «мертво молчавшую темноту степи». Не случайно рассказчиком красивой легенды становится этот великолепный старый цыган. Во-первых, он умудренный годами человек, много повидавший на своем веку; во-вторых, и это главное, легенда, им рассказанная, является средством создания образа главного героя. Повествую о Радде и Зобаре, Чудра рассказывает и о себе, выражает свои взгляды на жизнь, В его словах слышится мудрость поколений, накопленная веками. Потому речь Чудры так афористична: «Много хорошего было бы на свете, так его и за хорошее бы не считали». Сидя у костра, Макар рассуждает о жизни и говорит: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг на друга, а места на земле вон сколько». В этой фразе — основная мысль рассказа: человек — существо вольное, стремление к свободе для него естественно, и нет ничего выше этого желания полета души. Лишь тот, кто поймет это, по мнению Макара, будет свободной птицей. Для Чудры понятие «свобода» связано не только с человеком, но и со всей Вселенной. Мир Чудры — единое, неделимое целое. Только этим можно, пожалуй, объяснить аллегорическую речь героя: «Степь говорит небу сказки. Гремит вольная, живая песня, и само солнце, того глядя, затанцует по небу под ту песню». Рассказывая о Лойко и Радде, Чудра подчеркивает их свободолюбие, гордость, красоту как лучшие качества мира, где живут эти герои.

Вот перед нами красавец Лойко. Для него нет правил и запретов. Он живет по велению своего сердца, открыто и щедро. Для героя высшая ценность на земле — свобода. Не случайно Горький, описывал Зобара, использует символику стихии. Герой ассоциируется у автора с огнем: «очи, как ясные звезды, горят», «стоит в огне костра», «кровь загоралась от его музыки».

Молодая цыганка Радда так же вольна и горда, как и ее суженый. Она мыслит высокими категориями. Вот ее ответ на предложение красивого магната: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле пошла, чем бы она стала?» Радда — высшее, исключительное проявление красоты, которую «можно бы на скрипке сыграть», и гордости.

Цыганское вольнолюбие героев во многом сродни песне. Игра Зобара на скрипке, его песни покоряют всех, даже гордую Радду: «Хорошая музыка! Кровь загоралась от нее в жилах, и звала она куда-то». Песни Зобара и звуки его скрипки придают образам героев еще большую выразительностъ. Музыкальность интонаций горьковского рассказа помогает пониманию подтекста. В словах Чудры слышатся мелодии народных песен: «Усы легли на плечи, смешались с кудрями, очи, как ясное солнце, горят». Фольклорные интонации чувствуются в столь любимых старым цыганом сравнениях:

«сабля, как молния», «бархат, точно кусок неба». Былинным речитативом звучат и слова рассказчика: «Усиливался дождь, и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган». По стилю музыкальные интонации рассказа близки к плачу. Их трагичность вполне объяснима.

Героев сблизило родство душ, оно же послужило причиной трагической развязки. Неразрешимо противоречие между любовью и гордостью. Но для истинно романтического героя смерть — это не трагедия, а лишь переход в иной, лучший мир. Именно поэтому Горький, описывая, по сути, убийство одного человека другим, использует удивительно красивую, поэтическую метафору: «И сквозь ее (Радды) смуглые, тонкие пальцы сочилась кровь, падая на землю огненно-красными звездочками. А за нею по пятам плыл удалой молодец Лойко Зобар, и лицо его завесили пряди густых черных кудрей».

Для Чудрьи такое завершение легенды естественно. Ощущение страшной развязки чувствовалось еще в начале рассказа.

Когда мы в первый раз встречаемся с Лойко, обращает на себя внимание цветопись — еще одно средство создания подтекста. Пугают и «кровавые отблески костра», и «кровяное пламя заката».

Трагедия в финале закономерна, ибо компромисс вообще немыслим для романтического сознания юных героев и старого цыгана. Но жизнь и смерть для них не взаимоисключающие понятия, а две ипостаси бытия.

А согласен ли автор с героями? Какова его позиция в рассказе? Кому доверено передать мысль писателя?

Важной композиционной особенностью ранних романтических произведений Горького является полифоничность. Мы слышим голос и Макара Чудры, и повествователя. Повествователь — это странствующий человек, встречающий на своем пути разных людей, но не проявляющий себя в рассказе прямо. Именно его восприятие жизни — критерий авторской оценки действительности. Именно он, видя, как кружатся «во тьме ночи плавно и безмолвно» тени Радды и Лойко, восхищается их красотой и бескомпромиссностью, силой чувств, но ему дано понять и бесплодность такой романтической позиции. Взгляд рассказчика, Макара Чудры, романтически возвышен, взгляд повествователя, напротив, реалистичен. Для того чтобы подчеркнуть ограниченность сугубо романтического мировосприятия, обрекающего старого цыгана на одиночество, Горький использует такой композиционный прием, как рассказ в рассказе. Автору важно оценить происходящее с различных точек зрения. Будучи людьми разных поколений, отличаясь миропониманием и мироощущением, Макар Чудра и повествователь помогают автору более объективно взглянуть на сложный мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Осознание противоречивости романтического взгляда на мир, желание более полно и объективно запечатлеть о, что видишь и чувствуешь, — вот одна из

главных особенностей горьковского рассказа. «Макар Чудра» -  это не просто красивая сказка о мире мечты, не просто попытка описать действительность более привлекательной, чем она есть на самом деле, — это и серьезное размышление о вечном: о жизни, свободе, любви. И как знать, может быть, в этой, на первый взгляд незамысловатой легенде и кроется ответ на многие вопросы о смысле бытия и о приоритетах жизненных ценностей.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы