Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения С. А. Есенин Тема Родины в лирике С. Есенина

Тема Родины в лирике С. Есенина

(75 голоса, среднее 4.32 из 5)

Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями, в которых живет поэт, его гражданской позицией, творческими идеалами.

Сергей Александрович Есенин родился под Рязанью, в старинном приокском селе Константинове. Здесь прошли его детство и юность, здесь он написал свои первые стихи. Мир народнопоэтических образов окружал его с первых дней жизни. Поэтому у Есенина с Родиной прежде всего ассоциировалась деревенская, крестьянская Россия. «Моя лирика, говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве»

Тема Родины звучит в самых ранних стихотворениях С. Есенина. В 1912 году Есенин приезжает в Москву, а в 1916-м выходит его первый сборник «Радуница». За эти четыре года Есенин утверждается как поэт крестьянской культуры. Молодой Есенин проповедует христианство в своей поэзии, хотя в его стихах мы можем найти элементы язычества и пантеизма. Земная Русь в лирике Есенина периода «Радуницы» мифологизируется, она становится воплощением рая на земле. Картина рая создается при помощи библейских образов, с которыми ассоциируются детали крестьянского быта и русской природы:

Гей ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.
Он зовет меня в дубровы,
Как во царствие небес...
В елях — крылья херувима,
А под пеньком — голодный Спас.
Ивы — кроткие монашки.

Для ранней поэзии Есенина характерна гармония, в его стихах нет тех противоречий, душевных надрывов, раздвоения лирического героя, которые появятся позже в его лирике. В ранних стихах Есенин является выразителем народного миропонимания, которому присуща органическая связь человека с природой и с мирозданием вообще.

В новом сборнике стихов, названном «Голубень» и вышедшем в 1918 году, Есенин продолжает развивать мотивы ранней лирики. Православное восприятие Есениным Родины как духовного отечества мы видим в стихотворении «Запели писаные дроги…». В этом стихотворении вся Русь вырастает в образ храма, вся она становится воплощением Божьего мира:

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

В стихотворении мы ощущаем полное единение лирического героя с Родиной, что было для Есенина подсознательным чувством, безотчетной потребностью, которая не поддается разуму и не управляется самим человеком:

Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.

В этот же период в лирике Есенина появляются и другие мотивы, связанные с Родиной. В стихотворениях «Край ты мой заброшенный...», «Сторона ль моя, сторонка», «О край дождей и непогоды...» Русь предстает печальная, серая, тоскливая:

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Однако Есенин любит Россию и такой. Есенин чувствует наступающие перемены, он верит в будущие события, которые разбудят дремлющую Русь. И вот произошло то, что с нетерпением ждали многие русские поэты и писатели, — свершилась революция.

Есенин с огромным воодушевлением принял революцию. Революция для Есенина стала воплощением христианской идеи преображения, очищения. Он создал целый ряд стихотворений и поэм, в которых приветствовал Октябрь как величайшее обновление мира («Пришествие», «Преображение»,

«Инония», «Иорданская голубица»). Революция, по представлениям Есенина, должна была стать в том смысле обновлением жизни, что она вернет человека вновь к природе, а поэзию — к народно-метафорическому миропониманию. Такое понимание революции выражено в стихотворении

«О Русь, взмахни крылами…»:

О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными племенами
Встает иная степь.
По золотой долине,
Меж телок и коров,
Идет в златой ряднине
Твой Алексей Кольцов…

Конкретные идеалы социалистической революции, а затем и практика социалистического строительства 20-х годов оказались, однако, весьма мало похожими на есенинские поэтические представления о революции и социализме. Социалистическая практика оказалась не возвратом к народно-крестьянскому миропониманию, а угрозой для него, разрушением дорогого Есенину «мира таинственного, мира древнего»

Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел,
Вот сдавили за шею деревню
Каменистые руки шоссе —

напишет Есенин в 1921 году.

И тогда Есенин решает собственными силами и силами небольшого кружка единомышленников-поэтов противостоять этому процессу разрушения, культивируя в своих стихах народно-крестьянское миросозерцание. Так возникает Есенин-имажинист, член небольшой группы, в которую, кроме него, входили поэты Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, а также художники В. Эрдман, Г. Якутов. В поэзии Есенина появляются сложные, метафорические образы, неожиданные сравнения: «Лижет теленок горбатый / Вечера красный подол», «По пруду лебедем красным / Плавает тихий закат» и т. д.

Однако скоро Есенин разочаровывается в имажинизме. Есенин не приемлет наднациональности имажинистской поэзии. «У собратьев моих, — замечает Есенин, — нет чувства родины». Хотя Есенин противопоставляет свою поэзию идеологии имажинизма, в создании образных рядов, насыщенных яркими, неожиданными тропами, он остается имажинистом.

В 1920 году Есенин создает стихотворение «Я последний поэт деревни...», Это стихотворение — плач, панихида по уходящей Руси, погибающей крестьянской культуре. Как и в ранних стихах, посвященных Родине, здесь Россия — храм:

За прощальной стою обедней
Кадящих листвою берез.

Герой переживает близкую гибель этого храма словно свою собственную. В стихотворении крестьянской культуре противостоит пролетарская, городская. Новую, железную, бездуховную культуру символизирует образ-метонимия трактора — «железный гость». В этом стихотворении чувствуется тема неизбежной судьбы, с которой лирический герой не борется, а смиряется.

Судьба как предначертанный свыше путь, как данное стране и лирическому герою испытание — эта тема нашла свое выражение и в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...».

В 1922—1923 годах Есенин создает драматическую оперу «Страна негодяев», которая свидетельствует о том, что Есенин встал в оппозицию по отношению к советской власти. В сборнике «Москва кабацкая», встав на сторону отверженного, униженного крестьянства, Есенин выразил протест против политики советской власти.

Цикл «Персидские мотивы», написанный в 1924—1925 годах, свидетельствует о желании Есенина преодолеть духовный кризис, успокоиться, очиститься от всех негативных эмоций. Работая над «Персидскими мотивами», Есенин еще раз убеждается, что любовь к Родине для него самое главное чувство. Тегеранская экзотика только обостряет любовь лирического героя к северной Родине. Тема Родины в цикле переплетается с темой любви. В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», написанном в жанре послания, не тема любви, а тема Родины оказывается основной. В стихотворении вся эмоциональная нагрузка ложится на образ девушки с севера. Шаганэ для лирического героя лишь символ счастья, надежда на успокоение. В «Персидских мотивах» мы чувствуем неразрывную связь между душой лирического героя и его Родиной. В чужом прекрасном мире поэт не находит ничего ценнее, чем свое чувство к Родине. Есенин понимает, что он любит Россию любую, и он говорит о своей вере в будущее России.

Стихотворения последних лет жизни Есенина, посвященные Родине, наполнены трагическим пафосом. Если лирический герой первых сборников Есенина был гармонично слит с природой родной деревни, олицетворял духовную культуру крестьянина, то теперь в стихотворения о Родине вошел мотив одиночества, отверженности, ненужности.

В стихотворении «Русь советская» Есенин пишет о Родине, пострадавшей от «урагана» (то есть от революции), и о переменах, происшедших в ней. Изменилась родная деревня в худшую сторону, изменились сами крестьяне, новое поколение крестьян поет совсем другие песни, читает и любит других поэтов, у них надкрестьянское, непатриотическое мышление («Уж не село, а вся земля им мать»). Есенинский лирический герой оказывается одиноким, никому не нужным в родном селе.

Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен, —

восклицает поэт.

Однако стихотворение заканчивается очень противоречиво:

Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов пойти по выбитым следам.
Отдам всю душу Октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.

Творчество и душа впервые в лирике Есенина противостоят друг другу. Есенин принимает все новое, что принесла с собой революция, но разумом, а не сердцем, поэтому он не хочет воспевать постреволюционную Россию. У Есенина до конца его жизни осталось восприятие Родины не как Советской России, а как Руси.

В стихотворении «Неуютная жидкая лунность...» лирический герой, словно превозмогая себя, пытается полюбить новую деревню, новую Россию:

Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Однако за искренним желанием увидеть в новой, стальной России гуманное, цивилизованное начало мы видим драму лирического героя Есенина:

Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь...

Есенин понимает, что мир социалистической деревни для него чужой.

Таким образом, стихотворения, написанные на тему Родины, отражают основные идеи творчества Есенина, его миропонимание в целом. Есенин не сомневается в законности и необходимости перемен в жизни России. Но сам он кровно привязан к старой Руси, он остался до конца с крестьянско-деревенским миром, его эстетикой. Ведь именно в этой эстетике находятся корни его собственной поэзии, она определяет и тему Родины в его стихах.

Для эффективной очистки удаляемого воздуха, с целью его последующего возврата в цех рекомендуется использовать электростатические, механические или механические самоочищающиеся фильтры. У каждого из фильтра для сварки есть свои преимущества в зависимости от вида сварки или иных работ.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы