Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения Человек на войне Великая Отечественная война в современной литературе

Великая Отечественная война в современной литературе

Не убий.

Заповедь Христа

Тема Великой Отечественной войны еще долго будет тревожить умы и сердца русских читателей. Слишком большую цену заплатила Россия за свою победу. Но не была ли эта цена чрезмерно велика? Кто завоевал победу: полководцы или простые солдаты? Можно ли сохранить человечность в бесчеловечных условиях? Все ли участники войны — герои? Как ведут себя разные люди в ситуации смертельного испытания? Эти и подобные же вопросы ставят и решают в своих произведениях многие современные авторы.

 

Развитие фронтовой темы начиная с конца 60-х — начала 70-х годов шло по двум основным направлениям: создания широких исторических полотен-«панорам» (К. Симонов «Живые и мертвые», И. Стаднюк «Война», А. Чаковский «Блокада») и погружения в микрокосм войны, в интимную сферу размышлений и эмоций солдата (А. Адамович «Из огненной деревни», С.Алексиевич «У войны не женское лицо», В. Астафьев «Пастух и пастушка», Ю. Бондарев «Берег», В. Бы ков «Сотников», В. Распутин «Живи и помни»). Достижениями первого направления стали расширение исторического пространства и времени, широкий спектр представлений о месте и роли человека на войне, глубина постижения «мысли народной». Второе направление проникнуто интересом к рядовому труженику войны, желанием увидеть героическое в повседневном, вниманием к нравственным корням противостояния людей на войне.

Писатель Василь Быков в своих произведениях осмысливает исторические события и поступки людей уже по прошествии многих лет после окончания Великой Отечественной войны. Временной диапазон позволяет ему философски подходить к истории страны, к роли личности и народа в том или ином событии. Стремясь всесторонне осветить правду о войне, Быков показывает человека в экстремальных жизненных ситуациях. Это те ситуации, в которых решается главный вопрос: человек ты или «тварь дрожащая»?

Именно на размышлениях и переживаниях главного героя построена повесть В. Быкова «Дожить до рассвета», в которой все поступки лейтенанта Ивановского логично вытекают из его размышлений, воспоминаний, чувствований и болевых ощущений. Глубоко нравственный, молодой лейтенант страдает от безнравственности своих командиров, от их поступков, приведших к поражениям и гибели бойцов, тут же вспоминает он свои собственные неблаговидные поступки, стыдится их, пытается искупить вину своей борьбой с оккупантами и просто своей кровью.

Понимая свой долг мужчины, солдата, перед Родиной, Ивановский пытается выполнить боевую задачу ценой собственной жизни, оградив людей от гибели. Не его вина, а его беда, что смерть его повлекла за собой смерть всего одного солдата-захватчика. Пафос произведения заключается в прославлении мужества нашего народа, ценой собственной жизни спасшего Родину.

Трагические и героические повести Василя Быкова «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Волчья стая» (1974) последовательно разрабатывают тему народного и национального самосознания, духовного осознания личностью своей причастности я деяниям Истории.

Нравственный выбор перед лицом смерти совершают все герои В. Быкова, и тё из них, кто не имел стержневых начал, унаследованных от предков, не выдерживают испытаний, сдаются перед страхом насильственного конца, трусливо я подло предают своих соотечественников. Так, например, Рыбак герой повести «Сотников»), внешне сильный и мужественный мужчина, оказавшись один на один со следователем гестапо, трусливо пытается обмануть судьбу, фашистов, своих товарищей и, главное, самого себя, так как считает смерть на виселице глупой и подлой. Сотников же, чьим именем названа повесть, напротив, внешне совсем не похож на партизана: городской человек, он болеет и физически страдает в экстремальных условиях партизанской жизни; он рефлектирующий интеллигент, переживающий все грубости окружающей действительности как обобщенное несовершенство мира; он не солдат, не воитель, а мыслитель. Казалось, предателем должен был стать Сотников, а не Рыбак, но автор последовательно и планомерно показывает, как мужает его герой, как через моральные и физические страдания он поднимается к высотам нравственности. Недаром экранизация повести В. Быкова названа «Восхождение» — герой, как первые христиане, страдая за свой народ, свою веру, свою Родину, восходит на недосягаемую высоту истинной нравственности.

За Сотниковым стоит весь духовный и интеллектуальный опыт разночинной российской интеллигенции, привыкшей всегда и во всем жертвовать собой во имя народа и своей Отчизны. Внешне слабый, главный герой духовно сильнее крестьянского парня Рыбака, не привыкшего думать, переживать, верить и анализировать свои и чужие поступки. Рыбак всегда жил «как все», «как прикажет партии и правительство», поэтому в тот момент, когда ему пришлось совершать свой собственный выбор, ему не на что было опереться. Вот почему он до конца не может поверить в собственное предательство, все еще надеясь, что он сам или какой-нибудь счастливый случай спасут и его, и Сотникова, приговоренных к повешению. И когда казнь свершилась, Рыбак прозревает, осознает, что следователь хорошо прочувствовал его

подлую душонку, а осознавать свое несовершенство всегда очень тяжело. И Рыбак идет вешаться... Но ремень отобран, сила воля подавлена еще в детстве, а Сотникова не спасешь. Так и остается жить на земле, влача жалкое существование, подлый предатель Рыбак, ищущий.своего бесславного конца то ли от руки врага, то ли от руки своего бывшего товарища.

Эстетические достоинства книг Василя Быкова заключаются в возросшем, если сравнить с произведениями военных лет писателей старшего поколения, мастерстве создания человеческих характеров, в пластичности художественного образа. Отсюда тяготение писателя к форме внутреннего монолога, я сложной манере несобственно-прямой речи, возрастание роли подтекста.

Минувшая война обострила национально-историческое, социальное самосознание народа, поэтому проблема осмысления пути, пройденного нашим народом, раскрытая основных закономерностей общественного прогресса была и остается волнующей, и, скорее всего, тема эта еще долго будет находить свое отражение в отечественной художественной литературе.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы