Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения И. А. Бунин Тема жизни и смерти в рассказах И. А. Бунина

Тема жизни и смерти в рассказах И. А. Бунина

(50 голоса, среднее 4.28 из 5)

Иван Алексеевич Бунин — один из лучших прозаиков русской литературы. Можно по-разному относиться к Бунину как личности, к его политическим взглядам, но было бы по меньшей мере невежественно не знать и не ценить его творчество, его великолепную прозу. Проза Бунина, несмотря на свою кажущуюся простоту завораживает и заставляет вникать в каждое предложение в поисках потаенного смысла.

Тема жизни и смерти, характерная скорее для мистицизма, в рассказах писателя-реалиста имеет особенный оттенок. Свой нетривиальный подход к проблеме жизни и смерти, являющийся одним из основных вопросов человеческой жизни, Бунин отобразил в нескольких рассказал.

Рассказ «Антоновские яблоки», относящийся к раннему творчеству писателя, на первый взгляд, никак не соприкасается: с этой темой. Но стоит лишь внимательно вчитаться в бунинские строки, как перед вами предстаёт целая история расцвета и заката в жизни помещичьих усадеб, описание осени дворянства. Антоновские яблоки  — символ благополучия, символ жизни. Не зря же существует пословица: «Ядреная антоновка — к веселому году». Лучшие воспоминания Бунина о прежней богатой дворянской жизни пропитаны запахом антоновский яблок. Писателю грустно, что былые времена проводят и запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Дух помещиков угасает, на смену элите приходят бедные мелкопоместные дворяне. Но грусть писателя светла, Бунин старается находить в жизни все хорошее, что есть в данный момент. «Хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!» — восклицает он, признавая, что с уходом богатого дворянства все равно сохранялся стержень бытия, осталась грань, отделяющая жизнь дворянских усадеб от смерти.

В другом произведения Бунина «Господин из Сан-Франциско» писатель выносят суровый приговор буржуазной психология. Этот приговор тем более интересен, что он звучит из уст не революционера, а сторонника монархии, каковым являлся писатель. Господин из Сан-Франциско — человек без истории, без имени, без цели. Цель-то у него, конечно, была — накопление денег, но, достигнув ее, он стал еще более духовно опустошенным. Так как все люди его положения отправляются в круиз, то и он также отправился в это плавание. В рассказе заложена сюжетная симметрия: два пути на пароходе — физически живого человека и трупа Эти пути одинаковы, так как в обоих случаях на «Атлантиде» плывет всего лишь физическая оболочка. Разве можно назвать жизнью то подобие существования, которое было у нашего господина? Если это так — то камень тоже живое существо. Подобно камню, поднятому на некоторую высоту и приобретшему, в результате, некоторую энергию так и господин из Сан-Фракциско, откушав очередной обед, получает ее. Камень теряет энергию, падая с высоты, и ваш герой теряет ее, танцуя на балу или читая газету. Господин из Сан-Франциско тяжело белан, как и все представители буржуазии, той болезнью, которая называется отсутствием жизни или, попросту говоря, смертью.

В рассказе «Легкое дыхание» мы встречаемся с еще одним подходом Бунина к проблеме жизни и смерти. Молодая гимназистка Оля Мещерская своим недолгим существованием в этом мире дает многим урок жизни. В описании этой девушки, ее поступков сначала ощущаешь что-то странное, необычное. Лишь потом понимаешь, что единственное, что заложено в  Оле, - это естественность. Естественность и называет Бунин жизнью. В противопоставления Оле ставится ее классная дама. Та своим существованием мимикрирует, подражает жизни, обитая в выдумке. Она каждый день ходит на могилу Мещерской. Оля занимает все мысли классной дамы и наполняет ее жизнь. Ведь если у человека нет собственной жизни, то что-то должно заполнить пустоту.

Творчество Бунина широко освещает тему любви. Мы видим отношение героев рассказов писателя к жизни и смерти сквозь призму их любовных переживаний. В повести «Митина любовь», в рассказе «Темные аллеи» Бунин подводит нас к мысли, что любовь бессмертна. В «Митиной любви» главный герой кончает жизнь самоубийством, убивая, таким образом, в себе любовь. Митя не смог избавиться от грязи, которой засорена его любовь но в то же время и разлюбить он не в состоянии. Оставался единственный выход — мгновенное избавление от всего мира, то есть смерть. В рассказе «Темные аллеи» финал не так трагичен, но также ясно видна мораль «Молодость проходит, а любовь — другое дело», — говорит главная героиня рассказа Надежда. Герой рассказа Николай Алексеевич давно забыл их прошлый роман, но, увидев через несколько лет Надежду, он почувствовал, любовь снова проснулась в нем, те годы показались ему чудесными и волшебными. Но грезы любви разбиваются о каменные стены быта, мещанский склад мыслей не позволяет Николаю Алексеевичу представить Надежду своей женой, матерью своих детей.

Иногда любовь умирает против воли влюбленных. В рассказе «Ворон» отец убивает зарождающуюся любовь своего сына и горничной Елены, выгоняя своего сына из дому, а впоследствии сам женится на Елене.

Предчувствуя собственную кончину, в 1952 году Бунин написал рассказ «Бернар». Это рассказ о превосходно знавшем свое дело моряке Бернаре, последними словами которого были: «Думаю, что я был хороший моряк». В конце рассказа Бунин пишет, что в свои последние дни он имеет право сказать нечто подобное тому, о чем сказал Бернар. Мы же, глядя с высоты прошедших лет, можем пойти дальше и сказать: «Бунин — не моряк, а адмирал русской литературы. Его проза еще долго будет являться образцом для многих поколений писателей».


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы