Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения А. А. Ахматова Тема любви в поэзии А. А. Ахматовой

Тема любви в поэзии А. А. Ахматовой

(15 голоса, среднее 4.20 из 5)

В ХIХ веке было много женщин, писавших стихи, часто даже стихи хорошие: это и Каролина Павлова, и Евдокия Растопчина, и Мирра Лохвицкая. Однако великая духовная энергия женской души, копившаяся веками получила все же выход в революционную эпоху в Россия в поэзии Анны Ахматовой.

За 50 лет поэтического труда Ахматова приобрела всеобщее признание, переведена на все языки мира. Последними внешними знаками такого признания стали присуждение в 1965 году почетной степени доктора литературы Оксфордского университета, а годом ранее торжественное вручение в Риме международной поэтической премии «Этна-Теормина».

Ахматова в литературе сразу же вступила как зрелый поэт. Ее первые стихи в России появились в 1911 году, в журнале «Аполлон», а в 1912 году вышел поэтический сборник «Вечер». В этой первой книги задается тема нелюбимой и брошенной женщины. Много в этой книге разочарований в любви, печали, грусти. И одновременно есть такое пронзительное и страстное стихотворение как «Сжала руки над темной вуалью». Главное в этом стихотворении – страшное непонимание двух любящих людей.

Следующий сборник поэтессы «Четки» продолжает развивать тему любви. Уже в первом стихотворении «Смятение» задаются основные мотивы книги:

Было душно от жгучего света,
А взгляды его -  как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Герой поэзии Ахматовой сложен и многолик. Это – муж и брат, любовник, друг, представленный в бесконечном разнообразии ситуаций. Он может быть коварным и великодушным, ревнивым и благосклонным, страстным и равнодушным. Да и лирическая героиня Ахматовой представлена в разнообразии женских судеб: любовницы, жены, вдовы, матери, сестры. По меткому выражению Александры Коллонтай, Ахматова дала целую книгу женской души. Она выразила в поэтическом слове историю женского характера.

Огромное влияние на Анну Ахматову оказал И. Анненский, у которого она восприняло искусство передачи душевных движений, оттенков психологических переживаний через бытовое и обыденное.

Вспомним стихотворение «Лотова жена». Древнейший библейский сюжет о жене Лота, оглянувшейся назад вопреки запрету на Содом и превратившейся в соляной столп, лег в основу этого произведения. Веками этот сюжет воспринимался как история о неистребимом женском любопытстве и непослушании. Ахматовская героиня не могла не обернуться:

На красной башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.

Библейский сюжет у Ахматовой превратился в рассказ о самоотверженной любви, это рассказ не о женском любопытстве, а о женской самоотверженности.

В одном из своих стихотворений Ахматова назвала любовь пятым временем года. Из этого необычайного пятого времени года увидены остальные четыре, обычные. И главная мысль этого стихотворения заключается в том, что любовь преображает человека, что в состоянии любви весь мир видится заново. Обострены слух и зрение, напряжены все чувства, кажутся необычными привычные понятия и предметы, обстановка. В состоянии влюбленности человек начинает восприниматъ мир с удесятеренной силой, мир открывается по-другому, в иной реальности:

То змейкой,  свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и покоя...

Стихи Ахматовой о любви можно было бы назвать психологическими этюдами: острота взгляда сопровождается остротой мысли («Пока не свалюсь под забором», «Двадцать первое. Ночь. Понедельник».). Любовь у Ахматовой всегда трагична, это — пытка, страдание, мучение, тяжелый излом души. Её стихи необычайно драматичны. Это всегда либо начало, либо кульминация, либо конец любовной драмы. («Тяжела ты, любовная память»). Поэт всегда старается занять позицию, которая позволила бы ей предельно четко раскрыть чувство, до конца обострив ситуацию, найти последнюю правду. Вот почему у Ахматовой появляются стихи, произнесенные как бы из-за смертной черты («Чугунная ограда…»).

Стихи Ахматовой о любви почти всегда пронизаны чувством грусти, но главное, что делает их такими проникновенными, это сочувствие, сострадание, сопереживание в любви. И открывается выход из мира камерной, замкнутой, эгоистической любви-страсти, любви-забавы к подлинно великой земной вселюбви для людей и во имя людей.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы