Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Главная Обряды и традиции Родство и Свойство. Побратимство

Родство и Свойство. Побратимство

(23 голоса, среднее 3.39 из 5)

 

РОДСТВО — близость по крови. Свойство — родство по женитьбе, по замужеству, родство по совместным крестинам: свойственниками становились кумовья.

Побратимство — особая древняя обрядность, которая делала друзей, чаще всего однополчан, «братьями в духе». У казаков побратим приравнивался, а зачастую почитался ближе родных братьев.

Казак обязан был знать все степени родства и своих предков поименно. Этому способствовали «Поминальники», которые сохранялись за иконой в киоте каждой семьи. Воспитание казака начиналось с семейных рассказов о жизни предков. На этом строился комплекс славы, который стоял у казака в системе ценностей на первом месте, затем честь и лишь на третьем — жизнь.

Предки - праотцы — люди за четвертым, пятым коленом родства.. помнились поименно, если бывали славны. Выстраивалась расширяющаяся пирамида: сам — отец, сама — мать, 2 деда, -2 бабушки, 4 прадеда, 4 прабабушки, 8 прадедов и 8 прабабушек.

Разумеется, более память удержать имен предков не могла.

При женитьбе число родственников удваивалось. К отцу и матери добавлялись тесть и теща, а для жены — свекор и свекровь. Поскольку семьи 6ыли очень многодетными, то в степени родства включались все братья и сестры мужа и жены. Соответственно: брат мужа - деверь, брат жены — шурин, сестра мужа золовка, сестра жены— свояченица, жена брата — невестка, муж сестры — зять. По отношению  к родителям жены (тестю и теще )- зять. По отношению к родителям мужа. (свекрови и свекру) — сноха.

Двое — женатые на сестрах — свояки. Свояк же муж свояченицы (но это родство третьей степени), женатые на двоюродных сестрах, двоюродные свояки (четвертая степень родства), Сестрин муж шурину своему и свояченице — свояк. На дону и Урале употребляется словечко «своек» это очен дальний родственник, степени родства которого не могут счесть, либо просто земляк. Шабер — двоюродный или троюродный брат жены и мужа - очень дальняя степень родства. Это слово, происходящее от славянского «ся6р» - друг, иногда распространяется и просто на соседей, с которыми хорошие отношения.

Кроме этой прямой степени родства, родство бывало и многослойным, когда в него вступали братья и сестры отца и матери. У казаков братья отца звались дядьями, а матери — дядьками. Тетка, которая занималась воспитанием ребенка получала название мамки, остальные — тетки. Учитывалось и родство по деду и бабушке. Их братья звались двоюродными бабушками или дедушками (соответственно троюродные и четвероюродные), а молодежь — внучатыми племянниками (опять таки двоюродный внучатый племянник и четвероюродный).

Отцы и матери мужа и жены между собой назывались сватами и сватьями.

Свойство. Свойственниками были люди, связанные -духовным родством — восприемники — крестные отец и мать. Между собою и по отношению к родителям крещенного они были кумовьями. Существовали два глагола: породниться и покумиться. Кумовство играло огромную роль в казачестве. Во многих случаях крестные отец и мать несли большую ответственность за крестника, чем его родители. Если казак оказывался бракованным по здоровью то платил за него для найма замены отёц, а если он проигрывал деньги в карты, или был замечен в пьянстве, не ходил к исповеди — штрафы платил крестный, На крестном лежала полная ответственность за духовное воспитание крестника и за духовное воспитание крестника и за обучение его воинскому искусству, ремеслам и верховой езде. Между свойственниками запрещалась женитьба.

Особая роль выпадала на долю крестных, когда ребенок сиротел или умирал (погибал) один из родителей. В случае второго брака (место отца занимал Отчим, матери - мачеха) ребенок звался пасынок и падчерица, в отличие от родных - сына в дочери. Крестные неукоснительно контролировали жизнь крестника или крестницы и могли без разговора взять ребенка к себе, если видели плохое с ним обращение Любили крёстных обычно не менее родителей. Основная религиозная задача крёстного — молиться за крестников, что и делалось ими ежедневно по поминальной записи.

Свойством, как правило, закреплялись отношения, сложившиеся по службе, по совместному труду. Поэтому особая роль принадлежала в казачестве еще одному обряду — побратимству.

Побратимство — очень древний обычай, восходящий к дохристианским временам. Удивительно, что он сохранился до наших дней почти без изменений, таким, как его описывают античные авторы. Означало оно братство по духу, которое бывало крепче родства по крови. Побратимами становятся люди, долгое время знающие друг друга, пережившие вместе какие-то крупные невзгоды, или когда один спас другого. Обычай представлял побратимам огромные духовные правила, но накладывал и тяжелые обязанности. Так, в древности побратим, если он был женат, обязан был после смерти друга жениться на его вдове и т. д.. Этот обычай ушел с язычеством, но вот обязанность побратима приходить на помощь всеми силами и средствами без зова, собственно, и делает побратимство важнейшим обычаем. После смерти одного из побратимов другой обязан заботиться о его родителях и детях, как о своих.

На рассвете двое казаков идут в степь или на курган-могилу, становятся на колени и ждут восхода солнца. Когда солнце показывается из-за горизонта, меняются нательными рубахами, целуют землю и читают трижды «Отче наш» меняются нательными крестами. Этот обычай появился в глубокой древности после принятия нашими предками христианства. Скифы, от которых казаки унаследовали этот обычай, смешивали кровь из надрезанных рук в чаше с вином и выпивали. Христианство запрещает всевозможные обычаи, связанные с любым видом кровной жертвы Она заменяется обменом крестов. Винопитие заменяется совместным приходом к Святому Причастию. После обмена крестами, оборотясь к солнцу и стоя на коленях, вместе читают «Символ Веры», положа друг другу руки на плечи. Затем троекратно целуются и далее идут в церковь Исповеди и причастию. Никаких клятв не произносят. И то, что два казака стали побратимами, для окружающих может быть тайной.

Иногда на войне, перед решающим боем, происходило братание целого взвода или отделения. В этом случае казаки менялись не только крестами и рубахами, но и ладанками с родной землей. Считалось, что в Царствии Небесном побратимы соединятся и на Страшном Суде будут стоять вместе и вместе давать ответ. Причем будут нести равное наказание и помилование, так как с момента побратимства становятся как бы одним человеком, любя побратима больше себя.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы