Происхождение казачества
Главная Главная История Происхождение казачества

Авторизация



Яндекс.Метрика
Происхождение казачества
(20 голоса, среднее 4.65 из 5)

КАЗАЧЕСТВО представляет собой одно из замечательнейших проявлений русской государственной народной жизни. Казак был одновременно и передовым колонизатором окраин государства, и хранителем границ этого последнего, и защитником русской национальности, и борцом за права социальные, и творцом оригинальнейших форм народного быта. В этой многотрудовой роли казачества кроется его историческая сила и значение: казачество развивалось рука об руку с развитием русского государства.

Долгое время у иностранцев и даже русских существовало крайне одностороннее и донельзя преувеличенное представление о казаках. Понятие о казачестве соединилось с понятием о грабеже; казак считался прежде всего разбойником и затем невежественным представителем рода человеческого; в истории культуры ему отводилось дикаря; в нем видели разрушителя начал цивилизации и по меньшей мере «злого татарина»; о казаках рассказывали всевозможные нелепости: казак по этим рассказам жил и кормился исключительно разбоем, он косил своею шашкой направо и налево головы мирных граждан просто из любви к искусству, не признавал ничего святого — ни семейных уз, ни требований религии, ни велений долга, всюду сеял вражду и разрушение; одним словом, всему казачеству приписывалось  то, что можно было сказать об отдельных его личностях; по отрывочным, частным, наиболее печальным эпизодам судили о целой истории казаков, и часто факты, оторванные от определенного прошлого, отождествлялись с последующей жизнью казаков.

С течением времени, однако, слухи, плотно окутывавшие жизнь казачества, благодаря незнакомству с ней, начали мало по малу развеиваться, нелепые понятия о казаках стали уступать место здравому смыслу с действительностью, казак из пугала превратился в интереснейший предмет исторических изысканий. И когда таким образом пошатнулась преграда, отделявшая факты от предрассудков, история вступила в свои права и дала казачеству на своих страницах очень почетное место.

Относительно происхождения казачества существует несколько исторических предположений. Одни видели в казаках потомков казаров, обитавших в древности в южной России; другие — производили казаков от черкесов; третьи — от черных клобуков; четвертые, наконец, приписывали появление русских казаков влиянию татар. В исторической критике накопилось достаточное количество фактов, позволяющих произвести правильную оценку всем этим предположениям и установить надлежащую точку зрения на происхождение казачества.

Отождествление казаков с казарами, очевидно, было обязано, как созвучию в названиях, так и тому обстоятельству, что и казары, и южнорусские казаки одинаково обитали в южной России. Слове «казак», как и некоторые другие названия — «кошевой, ватага, атаман», и прочие, употребляющиеся казаками, происхождения татарского, а пребывание разных народностей, хотя бы в одной и той же местности, но в различные исторические эпохи, нельзя еще считать доказательством в пользу одноплеменности этих народностей. Исторические сведения о казарах крайне смутны, отрывочны и неопределенны. Казары при этом были во всяком случае не славяне. Таким образом, при наличности одних уже отмеченных фактов, предположение о племенном родстве казаков с казарами само собой отпадает.

Еще менее выдерживает критику мнение о единстве казаков с черкесами. В языке, за исключением сходства слов «черкес и черкас», ни во внешней жизненной обстановка, ни а обычном праве, ни в религиозных верованиях и сказаниях, ни в народной поэзии — ни а чем, одним словом, нельзя найти тех общих точек соприкосновения, на основании которых можно было бы построить самую слабую догадку о происхождении казанов от черкесов. Рассматриваемое предположение является, следовательно, плодом ни на чем не обоснованного, произвольного умозаключения.

Таково же и предположение о происхождении казаков от черных клебуков.

Наибольшего вероятия заслуживает гипотеза о происхождении казачества под непосредственным воздействием на жизнь русского народа со стороны татарского племени. Но и этой гипотезой можно пользоваться лишь с крайней осторожностью и при неприемлемом условием разграничения фактов, характеризующих самостоятельное развитие русского народа, от фактов, представляющих продукты чуждых влияний на русскую жизнь.

В исторических трудах и документах сохранились прямые указания на факты того и другого рода, обусловившие появление и развитие казачества. Уже само по себе то обстоятельство, что русский народ был долгое время под игом татар, делает вполне вероятным предположение о влиянии татарских военных порядков на склад русской военной жизни. Сильный военный враг мог дать нечто вроде образцов такого военного строя, при освоении которых русскими становилась возможной борьба с этим врагом впоследствии. Целая масса слов татарских, каковы: «казак», «атаман», «кош», «кошевой», «бунчук» и тему подобные, усвоенных казаками, были несомненным результатом таких заимствований и приспособлений. А главное, казаки, как легкие передовые воины, были созданы татарской военной жизнью и существовали у татар прежде, чем появились у русских.

Как известно, слово «казак» означало у татар «бродягу», «вольного воина», «наездника». До последнего времени существования Крымского ханства, татары называли казаками особую часть своего войска, составляющую передовые, легкоконные, наезднические отряды. Очень может быть поэтому, что первоначально у татар казаки представляли собою лишь особый вид армии, имевшей специальное назначение для разведок, мелких передовых стычек и тому подобное; но с течением времени этот вид татарского войска получил более самостоятельное и обособленное существование. Так, литовские летописцы, упоминая о четырех татарских ордах, имевших своих ханов, именно: Заволжской, Астраханской, Казанской и Перекопской, присоединяют к ним пятую орду — Казацкую. Казацкая орда не признавала над собой ханской власти и составляла сброд самых отчаянных голов и была, по-видимому, на худом счету даже между татарами. Из исторических актов известно, кроме того, существование казаков азовских, белогородских и перекопских, игравших между татарами также более или менее самостоятельную роль. Азовские татарские казаки выделялись из Золотой Орды и образовали самостоятельную часть, занимаясь набегами и разбоем в пространстве между Крымом и Московской Украиной.

Так, в XVI столетии Великий князь московский Василий Иванович  жаловался турецкому султану, что азовские татарские казаки наносили вред пограничным частям его государства и помогали Литве в войне ее с Москвою. В 1510 году Сигизмунд 1, Великий князь Литовский, заносил жалобу крымскому хану на перекопских, казаков, тревоживших Литву. Во всех этих случаях оказывалось; что татарские казаки делали набеги самовольно. Самовольство это было так велико, что татарские казаки мешали даже правильному сношению Московского государства с Крымом. Бывали случаи, когда московские послы выжидали на Украине времени для проезда в Крым, так как «поле было нечисто от азовских казаков». Одним словом, татарские казаки из специальных органов татарских полчищ образовали, по-видимому, более или менее самостоятельные шайки, живущие набегами и грабежом и мешавшие как правильным сношениям русских с соседними народностями так и поступательному ходу южнорусской колонизации.

Такая роль татарских казаков в южной России несомненно должна была навести русских на мысль об освоении этого рода воинов для борьбы с татарами. Чтобы сделать успешной борьбу, русским приходилось заимствовать ту военную организацию и способы войны, которые употреблялись их противниками, И действительно, русские удельные князь, литовские первоначально прибегли к татарским казакам, как к наемной военной силе. Состоявшие на службе у этих князей казаки-татары употреблялись как провожатые наездники в степях. В грамоте 1516 года, данной при Сигизмунде Августе, Великом князе Литовском, на имя черкасского старосты, упоминается о 24 казаках белгородских, поступивших на службу к литовскому князю. Из прилагаемого к грамоте списка имен видно, что все 24 казака были татары. Из последующих исторических фактов известно также, что у татарских казаков бывали иногда атаманами русские, а у русских наоборот татары.

Наемные татарские казаки играли, однако, очень незначительную, во всяком случае, пассивную роль в политических судьбах русского народа. Таких казаков было мало, да и положиться на них было невозможно русским государям и людям. Военные преимущества русских перед татарами стали ощущаться лишь тогда, когда у русских появились свои собственные казаки, связанные единством веры и национальности. Так, образовались казаки рязанские, смоленские, путивльские, запорожские и донские. Если не считать отрывочного указания е существовании кримпинских казаков на Дону при Дмитрии Донском (1380 год), то наиболее ранние известия в летописях встречаются о рязанских казаках. Занимал юго-восточную часть русских окраин и соприкасаясь таким образом с главными полчищами татар, рязанское княжество более, чем другие пограничные области, подвергалось набегам татар, а следовательно, и более других областей нуждалось в казаках, как лучших разведчиках движений татарских орд. В юго-западной России при Сигизмунде I и Сигизмунде Августе было уже два рода казаков: правительственные и вольные. Первые набирались старостами, назывались по их именам и находились под их началом; вторые собирались в вольные сборища, имели своих выборных предводителей и составляли до известной степени независимые военные дружины. В исторических актах под 1503 годом упоминаются черкасские, княж-дмитриевские казаки. С началом ХУI века становится вообще особенно сильным развитие казачества и постепенно расширяется его деятельность. Стремление к казачьей жизни к положению становится массовым, народным. В казаки идет население столько же по зову правительственных властей, сколько, если не больше, по собственному почину и побуждению. Развитие казачества осложнялось колонизационными процессами, борьбою за веру и национальность. Народные движения, хлынувшие широкою волною в этом направлении, охватили юг России на всем его протяжении, выдвинувши две наиболее замечательные отрасли казачества — запорожскую и донскую.